Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад комбинированного вида №9 "Ивушка" город Бахчисарай РК

298400, Республика Крым, город Бахчисарай, улица Мира, дом 3 Б

Телефон

+7 (36554) 5-20-91

Эл. почта duz9@yandex.ru

                   МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №9 "Ивушка"

Адрес: 298400, Республика Крым, город Бахчисарай, улица Мира, дом 3 Б
               Телефон: +7 (36554) 5-20-91
         Эл. почта: duz9@yandex.ru

НЕПОЧАТОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА учитель -логопед "МБДОУ Д/С №9 комбинированного вида "Ивушка"

 

Фамилия, имя, отчество: Непочатова Наталья Ивановна.

Дата рождения: 03.05.1956 г.

Образование: Славянский государственный                                                                          педагогический институт, 1980 г.

                                         Пед. стаж: 43г.

                                         Квалификационная к атегория: высшая.

Давайте знакомиться!

Я – Непочатова Наталья Ивановна, учитель- логопед высшей квалификации, «Отличник образования»,общий педагогический стаж – 43 года.

В 1980 году с отличием окончила Славянский государственный педагогический институт по специальности «олигофренопедагогика и логопедия».

С 1980 года (36 лет) работаю учителем- логопедом в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учебном учреждении «Детский сад №9 «Ивушка» города Бахчисарая.

Всю свою сознательную жизнь я работаю с детьми и совершенствую вклад в их будущее, формируя навыки красивой и правильной речи.

Коррекция речи – дело очень тонкое и сложное, которое не поддаётся штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несёт помощь тем, кто в ней так нуждается.

Я горжусь своей профессией, потому что она оставляет в моей душе светлое чувство исполненного долга перед детьми, даёт возможность чувствовать своё участие в их судьбе, а, следовательно, свою полезность в этом мире и обществе. Ведь от своевременной коррекции нарушений речи, формирования правильного звукопроизношения зависит общая культура речи ребёнка, полноценное речевое общение, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем – усвоение школьной программы.

В системе коррекционной работы с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, использую нетрадиционные методики, инновационные технологии, которые позволяют мне развивать способности и возможности каждого ребёнка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы; в более короткие сроки добиваться у детей с о.н. р. положительной динамики в работе по формированию грамматически правильной речи, устранению дефектов звукопроизношения, по развитию общей и мелкой моторики; развитию памяти, внимания, мышления и других процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете, разработка дидактических пособий, использовании разнообразного наглядного материала, «героев-помощников» позволяет мне проводить логопедические занятия в игровой форме с учётом индивидуальных особенностей детей.

В процессе коррекционно-образовательной работы добиваюсь повышения мотивации к обучению у детей, создания ситуации успешности для каждого ребёнка, посещающего логопедическую группу «Теремок» ДОУ №9.

                                                   

                     

      

 

Уважаемые логопеды, воспитатели и родители!  

Я рада предложить вашему вниманию информацию, касающуюся логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

На данной страничке представлена информация для родителей, чьи дети нуждаются в логопедической помощи,

а также для логопедов, работающих в системе дошкольного образования.

Надеюсь, что мой сайт окажется полезным и интересным для вас!!! 

Желаю вам успехов в занятиях, радости в общении!

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Использование нетрадиционных методик как средства комплексного подхода в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР»

 

Введение.

I  Актуальность проблемы

II 1. Характеристика речи детей с ОНР

II 2. Использование нетрадиционных методик в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

II 3. Планируемые результаты

III  Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

III 1. Содержание и направления коррекционной работы

III 2. Рекомендации по применению биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОНР

IV  Анализ результативности использования биоэнергопластики в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

IV 1. Динамика развития речи, мелкой моторики и артикуляционной моторики в результате внедрения в коррекционную работу с детьми с ОНР нетрадиционных методик

V Заключение

Литература

Приложение

 

Введение:

Как найти тот золотой ключик, который откроет ребёнку с нарушениями речи тайну одного из самых дорогих  достояний человечества – речь? Как научить ребёнка, имеющего задержку речевого развития, свободно общаться, высказывать свои мысли, слушать и понимать, говорить четко, правильно произносить все звуки родного языка? Ведь от своевременной коррекции нарушений речи, формирования правильного звукопроизношения зависит общая культура речи ребёнка, полноценное речевое общение, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем усвоение школьной программы.

Я учитель-логопед. Работаю в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в дошкольном общеобразовательном учебном учреждении детский сад № 9 «Ивушка». В системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, использую нетрадиционные методики, инновационные технологии, которые способствуют более эффективному воздействию на устранение речевых недостатков у детей, формированию правильной речи, учитывая их индивидуальные особенности.

Вашему вниманию хочу представить свою работу: «Использование нетрадиционных методик как средства комплексного подхода в работе по коррекции звукопроизношения у детей с о.н.р.»

I

Проблема использования нетрадиционных методик в коррекционной педагогике представляет особую актуальную значимость, так как на современном этапе подготовки детей с речевой патологией к обучению в школе возникла необходимость пересмотра традиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса и внедрения в систему работы с детьми, имеющими нарушения речи, различных нетрадиционных методик с целью повышения эффективности логопедического воздействия, направленного на устранение речевой патологии, коррекцию психофизического развития.

Включение в практику работы с детьми с о.н.р нетрадиционных методик позволяет мне развивать способности и возможности каждого ребёнка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы; в более короткие сроки добиваться у детей с о.н.р. положительной динамики в работе:

- по формированию грамматически правильной речи;

- устранению дефектов звукопроизношения;

- по развитию общей и мелкой моторики;

- координированности движений;

- по развитию памяти, внимания, мышления и других процессов необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Эффективность нетрадиционных методик определяется:

- нестандартностью по замыслу, организации и методике проведения;

- созданием условий для развития интереса и творческой самостоятельности детей;

- благоприятным климатом на занятии, в группе.

Применение нетрадиционных методик признано в современной педагогической  науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в речевом развитии детей.

II 1.

Речевую группу МК ДОУ №9 «Ивушка» посещают дети с речевым диагнозом: общее недоразвитие речи III уровня (ОНР). Это речевое нарушение рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В). Речь детей III уровня ОНР характеризуется наличием фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В речи множественные аграмматизмы, недостаточный активный словарь, нарушения звукопроизношения. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене и смешении звуков. Исходя из этого, основная задача учителя-логопеда дошкольного учреждения – в процессе коррекционно- образовательной работы добиваться овладением детьми самостоятельной, грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, правильным звукопроизношением, элементами грамоты, что формирует готовность к успешному обучению в школе.

 

 II 2.

В дошкольный период происходит формирование речи ребёнка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В наше время наблюдается значительное увеличения количества детей с речевой патологией. Работая над коррекцией речи детей, стараюсь так построить образовательный процесс, чтобы добиваться положительной динамики в наиболее короткие сроки, повышать эффективность процесса устранения речевых нарушений. Это реализуется при внедрении в практику моей работы с детьми нетрадиционных методик.

 В исследованиях учёных Института физиологии детей и подростков АПН М.М.Кольцовой, Е.И.Есениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев руки исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки пальцев» (М.М.Кольцова[ 2]). Таким образом «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга» (М.М.Кольцова[ 2]). Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В литературе последних лет описаны приёмы развития мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Нищева Н.В.). Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Эти выводы послужили основанием для моей углублённой работы с детьми по теме: «Пальчиковая гимнастика. Мудры. Влияние развития мелкой моторики на активизацию речи детей». Я считаю, что обязательным разделом в системе коррекционной работы с детьми с ОНР, являются занятия по развитию пальчиковой гимнастики (дидактические игры «Весёлая Ладошка», «Пальцеграй»), использую сопряжение движений пальцев кисти рук с речевым рифмованным высказыванием на занятиях с детьми (годовой план коррекционной работы).

  Зная о тесной связи становления речи с развитием тонких движений пальцев рук, со стимулирующим значением функции руки на речевое развитие ребёнка, о влиянии особого положения пальцев рук, восстанавливающего нарушения в энергоинформационном обмене путём влияния на энергетические потоки (использование в работе с детьми здоровье -сберегающих технологий  - дидактическое пособие «Волшебные Мудры») заинтересовалась биоэнергопластикой и стала использовать эту нетрадиционную методику в практике работы с детьми с ОНР, посещающих логопедическую группу ДОУ. Сегодня я хочу познакомить вас со своей работой в этом направлении и доказать её эффективность. Что же скрывается за термином «биоэнергопластика»?

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это энергия, которая находится внутри человека. Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используют хасты- «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффективное воздействие на физическое и психическое состояние человека.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

 По данным Ястребовой А.В., Лазоренко А.И. (предложили использовать элементы биоэнергопластики в работе с детьми) движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает мелкую моторику и координацию движений.

Биоэнергопластика – новый, интересный, эффективный и перспективный метод, используемый мной в коррекционной логопедической работе.

 II 3.

Планируемые результаты от внедрения биоэнергопластики в систему коррекционной работы с детьми с ОНР:

- положительная динамика в развитии артикуляции, мелкой моторики;

- значительное облегчение постановки и введении в речь нарушенных звуков;

- развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве;

- кисти рук и пальцев приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыками письма;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- благотворное воздействие на психику ребёнка, на его состояние физического и психического развития;

- обеспечение успешности ребёнка.

III

   Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Артикуляционная моторика- это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающих правильное звукопроизношение.

Совершенствование движений артикуляционных органов, в подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке, способствует проведение артикуляционной гимнастики.

 Выполнение артикуляционной гимнастики - начальный этап по коррекции звукопроизношения у детей.

Атрикуляционная гимнастика – специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.      

Артикуляционная гимнастика:

-  поможет научить ребёнка управлять органами речи;

- чувствовать, запоминать движения губ, языка;

- правильно эти движения отображать для того, чтобы со временем чётко произносить проблемные звуки в словах.

Однако из опыта работы знаю, что ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Это приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционной гимнастики.

Биоэнергопластика поможет стимулировать ребёнка к выполнению артикуляционных упражнений, повысить мотивацию к учебной деятельности, проводить занятия в игровой форме, значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач.

 Главная цель артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады совместно с движением кистей рук.

В момент выполнения артикуляционного упражнения руки показывают в каком положении находится язык, нижняя челюсть, губы.

Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие от языка к коре головного мозга.

Выполнение артикуляционных упражнений и ритмические движения кисти руки и пальцев индуктивно приведёт к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что , в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

III 1.

Внедрение системы упражнений биоэнергрпластики предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический.

На этом этапе работы проводится:

  1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.

Мной были обследованы дети, обучающиеся в логопедической группе «Теремок» ДОУ№9 с целью выявления нарушений:

- строения и моторики артикуляционного аппарата;

- развитие мелкой моторики;

Результаты обследования:

- нарушение строения артикуляционного аппарата:

норма – 4 детей;

нарушено – 16 детей;

- моторика артикуляционного аппарата:

норма – 3 ребёнка;

нарушена – 17 детей;

- развитие мелкой моторики:

норма – 4 ребёнка;

нарушена – 16 детей

Обследование речи и развитие мелкой моторики у детей приведены в сравнительной диагностической таблице.

Можем наблюдать характерные особенности для детей с ОНР: выраженная или рассеянная симптоматика, проявляющаяся в нарушении координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей, артикуляционной моторики.

Данные обследования строения и моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики представлены в диаграммах.

На основании данных обследования была экспериментально подтверждена зависимость между развитием мелкой моторики и нарушением звукопроизношения у детей:

чем ниже уровень общего недоразвития речи, тем хуже развиты мелкая моторика, дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

  1. Подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков (обследование звукопроизношения, «Речевой профиль»).

Мной были систематизированы комплексы артикуляционной гимнастики, разработаны индивидуальные таблицы артикуляционных упражнений для работы с детьми (дидактическое пособие «Артикуляционные упражнения»).

 

II этап – подготовительный.

Главная задача – установление доверительных отношений с ребёнком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

Известно, что главная учебная деятельность дошкольников – игра. Главной формой обучения детей  является игровая деятельность. Поэтому все занятия с детьми проводятся мной в игровой форме. Этому способствуют, придуманные мной, игровые персонажи: «Упражнялкин Язычок», «Госпожа Улыбочка», «Весёлая Ладошка», «Пальцеграй».

На этом этапе работы по применению биоэнергопластики происходит знакомство детей с игровыми персонажами:

«Упражнялкин Язычок,

Ручки ставит на бочок,

С детками играет,

Язычки упражняет». (Дидактическая игра «Упражнялкин Язычок». «Артикуляционная гимнастика»).

 

«Госпожа Улыбочка

Радостно всех встречает,

Губки поработать

 Приглашает!» (Дидактическая игра «Госпожа Улыбочка». Артикуляционная гимнастика).

 

«Я Забавный Пальцеграй!

Ты со мною поиграй!

Пальчиками мы играем,

Язычки упражняем.

1,2,3,4,5 –

Будем с пальцами играть!

Упражненья выполнять!» (Дидактическое пособие «Пальцеграй». Пальчиковая гимнастика. Биоэнергопластика).

 

«Я- Весёлая Ладошка,

Поиграй со мной немножко.

Мои пальцы – молодцы!

Вот какие молодцы!

Могут все со мной играть,

Упражненья выполнять!» (Дидактическое пособие «Весёлая Ладошка». Пальчиковая гимнастика. Сопряжение речи с речевым рифмованным высказыванием. Биоэнергопластика).

 

Мои герои - помощники – эмоциональные, весёлые, красочные. Они подбадривают ребёнка, вызывают желание поучаствовать в игре, наблюдают за его успехами, помогают в выполнении упражнений, дают ненавязчивые советы и рекомендации.

Артикуляционная гимнастика на этом этапе проводится с детьми с детьми по традиционной методике.

 Начинаю коррекционные занятия с детьми со знакомства с органами артикуляции. (д.п.«Упражнялкин Язычок» «Сказка о Весёлом Язычке»).

 Разучиванию с детьми артикуляционные упражнения (дидактическая игра «Упражнялкин Язычок и Госпожа Улыбочка», «Артикуляционные упражнения»). Занятия проводятся перед зеркалом. Мной используется разнообразная наглядность:

- герои-помощники;

- картинки с символическими названиями упражнений («Иголочка», «Кошечка», «Заборчик» и др., в зависимости от комплекса разучиваемых артикуляционных упражнений);

- картинки с изображением положения органов артикуляции, необходимым для данного упражнения;

- выполнение упражнений сопровождается стихотворными текстами (разработано дидактическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах»).

 Работая с ребёнком перед зеркалом, сопровождаю артикуляционное упражнение показом движения кисти одной руки. Рука ребёнка в упражнение не вовлекается.

Для каждого ребёнка подбираю посильные упражнения, с учётом индивидуальных нарушений и возможностей ребёнка, что помогает каждому поверить в свои силы, стимулирует к новым успехам, развивает мотивацию к учебной деятельности.

Параллельно провожу работу

- по ознакомлению детей с кистью руки, названием пальцев (д. п. «Весёлая Ладошка»);

- развитие мелкой моторики ( «Знакомство с Пальцеграем», «Упражнения для Весёлой Ладошки».

 

III этап – основной.

Использование в коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения у детей биоэнергопластики

Основная цель: соединение движений артикуляционного аппарата с синхронными движениями кистей рук ребёнка.  

На этом этапе работы, по мере овладения детьми артикуляционными упражнениями и выработке дифференцированных движений кисти руки,  происходит  подключение к вырабатываемой артикуляции  движения сначала одной ведущей кисти руки ребёнка, а затем, по мере усвоения выполнения, и другой.

Для занятий с детьми биоэнергопластикой мной было разработано дидактическое пособие «Упражнялкин Язычок и Госпожа Улыбочка в гостях у Весёлой Ладошки», в котором каждое артикуляционное упражнение выполняется параллельно с движениями кисти рук. Синхронизацию выполнения ребёнком  движений артикуляционного аппарата и кистей рук  сопровождаю рифмованным высказыванием ( дидактическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах»).

Арт-е упражнение              ММКР                       Стихотворение

«Качели»        Кисти рук- вверх, вниз.      Вот как ловко мы сумели

                                                               Превратить язык в качели.

                                                               За нижние зубки его я прижму,

                                                               Потом, как качели вверх подниму.

 

Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения языка.

Биоэнегопластикой я занимаюсь с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

 Мной составлены биоэнергокомплексы артикуляционной гимнастики. Они состоят  из 5-6 упражнений ( с учётом нарушений звукопроизношения и этапом работы с детьми). Например: «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик», «Качели», «Змея», «Иголка».

 На начальном этапе упражнения выполняются перед зеркалом. По мере усвоения выполнения упражнений детьми зеркало убирается. Обращаю внимание на чёткое, ритмическое выполнение упражнений, синхронизацию движений рук и органов артикуляции. Всегда помним о правилах Весёлой Ладошки:

«Никогда не забываем,

Что делаем правой,

То левой повторяем!

Вместе с язычком

Дружно мы играем!»

 

Подача материала на этом этапе имеет свои особенности:

- доступность,

- восприятие материала ребёнком,

- наглядность, образность,

- поэтапное выполнение действий и упражнений,

- индивидуальность,

- качество выполнения действий.

 

IVэтап – заключительный.

Очень важный, завершающий этап  применения биоэнергопластики в работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР, этап автоматизации полученных навыков.

Ребёнок, в результате коррекционных занятий с использованием нетрадиционной  методики, уже полностью освоил упражнения. Может заниматься биоэнергопластикой самостоятельно.

Педагоги: учитель-логопед, воспитатели, родители следят за правильностью выполнения ребёнком артикуляционных  упражнений, соединённых с синхронными движениями кисти рук.

Мои помощники, воспитатели логопедической группы Бекирова Г.А. и Москвичёва Е.В., закрепляют выработанные навыки у детей в процессе усвоения образовательной программы на занятиях с детьми, организовывают индивидуальную игровую деятельность в речевом уголке и следят за правильным произношением поставленных звуков детьми.

III 2.

Для достижения успешности внедрения нетрадиционной методики – биоэнергопластики в работу по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР предлагаю использовать следующие рекомендации (из опыта работы):

  1. Проводить занятия с использованием биоэнергопластики ежедневно.
  2. Соблюдать последовательность выполнения упражнений: начинать с простых упражнений, постепенно переходить к сложным движениям.
  3. При выполнении упражнений с биоэнергопластикой следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

4.Движения кисти руки должны быть раскрепощёнными, рука в кисти не напрягается.

  1. Количество упражнений в биоэнергокомплексе от 4 до 6 (дозировка упражнений должна быть индивидуальной). Повтор упражнений 4-7 раз.
  2. Для развития и совершенствования ритма использовать стихотворные,

рифмованные высказывания.

И, конечно же, занятия с использованием биоэнергопластики проводить только в игровой форме!

 

IV

В результате внедрения биоэнергопластики в работу по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР добилась следующих результатов:

  1. Положительная динамика в развитии речевой и мелкой моторики.
  2. Ускорение процесса постановки звуков, формирование правильного звукопроизношения.

3.Положительная динамика в развитии психологических процессов: пространственного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций.

  1. Использование биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
  2. Подготовка руки к письму.
  3. Укрепление эмоционального состояния ребёнка.
  4. Развитие мотивации к обучению.

 

IV 1.

Динамика развития речи, мелкой моторики и артикуляционной моторики в результате внедрения в коррекционную работу с детьми с ОНР нетрадиционных методик представлена в виде диаграмм по результатам контрольного обследования (апрель, май)  

 

V

Состояние речи детей, развитие мелкой и общей моторики, психических процессов к моменту окончания дошкольного образования позволяет мне сделать вывод о целесообразности применения нетрадиционных методик в работе с детьми с ОНР с целью повышения эффективности процесса устранения речевых нарушений и подготовки к школьному обучению.

  

Литература:

  1. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», СПб., «Детство-Пресс», 2011г.
  2. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга», М., «Пед-ка», 1973г.
  3. Лазоренко О.И. «Артикуляционно – пальчиковая гимнастика», «Айрис-Пресс», 2015г.
  4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с о.н.р.», СПб., 2003г.
  5. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М., «Аст.», 1999г.                                                                                                                                                                          &a